четверг, 14 февраля 2013 г.

Свидание вслепую: Норман Мейлер «Крутые парни не танцуют»

Читать книги по чьему-то совету – примерно то же, что знакомиться через интернет. Глянулась чья-то мордашка, заходишь на страницу и читаешь в анкете – «такая, такая и такая, а еще такая и разэтакая». В общем, получается что идеал. Так же случилось и с романом Норманна Мейлера «Крутые парни не танцуют»: посоветовали, дали книгу, сначала посмотрел на оборотную сторону, где аннотации.
И вот, что оказалось – автор, о котором я раньше и слыхом не слыхивал, чуть ли ни краеугольный камень американской литературы. Куда там, Хэму с Фолкнером, а про Капоте с Миллером, Дос Пассосом и Апдайком вообще речи нет! Вот оказывается без кого здание бы не стояло. Конечно, после такого сразу бросаешься читать. Как и клюнув на интересную анкету, назначаешь свидание. Вот сидишь в назначенном месте, в назначенное время, ждешь эту неповторимую и, о чудо! она приходит. И с первых же слов понимаешь, что в анкете своей она безбожно врала. Обычная такая серая мышка, сидит себе и нудит о том, как ее никто не понимает. Так и роман начинается с зануднейшего описания депрессии по поводу ухода жены главного героя и его же утраченной способности курить. Как джентльмен, ты, конечно, не можешь просто встать и уйти, оставив обманувшую надежды особу придаваться саморефлексии в одиночестве. Сидишь и слушаешь, в надежде, что может сейчас спадет все это наносное и лживое и откроется подлинная красота и манящие глубины, и обещания страсти. Словом, читаешь дальше.
И, кажется, наклевывается, появляется в тексте и напор и страсть, сама история закручивается, становится интересной. Но, к сожалению, даже подлинное приключение может быть опошлено, если переживший его герой ограничивается банальными выводами и транслирует убогие впечатления. Ощущение такое, что те нехилые перипетии, в которые окунается главный герой романа на физическом уровне, в душе оставляют «пропасти» соизмеримые с глубиной его похмелья. Так вот, невольно задумаешься, не являются ли душевные страдания, упорно изливающиеся на тебя той девчушкой, свидание с которой было столь желанно, всего лишь похмельным бредом, навеянным некогда после доброй студенческой пьянки? Да пусть бы и так! В конце концов, похмельные бредни – далеко не худшее, что может быть. Но для чего же, выдавать это за глубины и темные каверны духа? Конечно, претензия обманутых ожиданий тут ложится не на автора романа, а на автора аннотации, подал бы попроще, глядишь, и дело бы сладилось. А при таком раскладе получается, что девушка в анкете врет и, что гораздо важнее, на первом свидании не дает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий