четверг, 30 мая 2013 г.

Гендерная критика: свидание с девушкой мечты

В.Пелевин «Бэтмен Аполло»

Прочитать роман Пелевина – все равно, что прийти на свидание с девушкой мечты. Тот же трепет, то же нетерпение и то же разочарование. Ведь идеалы для того и созданы, чтобы быть развенчанными. Сколько ни рисуй в воображении ту единственную и неповторимую на деле окажется обычная жаба, и тут уж целуй ни целуй…
Бэтмен Аполло

По прошлому опыту чтения Пелевина, от «Бэтмена Аполло» ждешь жарких объятий с плотью романа, страстного развития сюжета, с неустанным восхождением, катарсисом в высшей точке и посткоитальным наслаждением на последних страницах, но увы. Как будто шел на свидание с порно дивой, а оказалось, что она иссушенный фригидностью доцент кафедры социологии областного пединститута. Да, она очень умная и поговорить с ней есть о чем. Но ведь не для разговоров мы тут собрались. Главное что разочаровывает по прочтении романа - отсутствие внятного сюжета, он дряблый, как грудь у того самого доцента. В романе нет центрального события, которое перевернуло бы жизнь героя. То есть он как бы есть, но имеет вид случайный, не подготовленный внутренней логикой романа. Конечно, можно сказать, что сюжет – удел романистов 19-ого века. Можно также сказать, что «Бэтмен Аполло», по сути, дневник юного вампира, и г.г. просто фиксирует события, с ним происходящие, и тем оправдать случайность поворотов его нелегкой судьбы. Словом, можно много чего сказать, как можно и имитировать оргазм. Ко всему прочему, свидание не вытягивает и богатейшая фантазия автора. Пелевин – мастер ткать «альтернативные реальности», тут и спорить не о чем, созданные им миры захватывающи и познавательны. Однако «Бэтмен Аполло» - наследник целых двух романов («Ампир В» и «Generation П»), поэтому развернутый перед читателем мир не ошарашивает новизной, как не может удивить обнаженное тело бывшей жены, даже спустя пять лет после развода. Фабула романа передает новости из жизни вампиров, и не более того. Вообще складывается ощущение, что «информировать» читателя – главная задача романа. Герои выдают многостраничные монологи, где всесторонне освящаются актуальные события российского общества. «Бэтмен Аполло» выглядит популяризаторской книжкой на тему социо-культорно-политической жизни страны. Художественный вид роману предает, пожалуй, (оставим в стороне общую фантастичность повествования) мрачная ирония главного героя, и в этом Пелевин тоже мастер. Создать картину тотального господства над миром «темных сил» и заставить улыбнуться над тем, что они (силы) и сами не понимают что происходит, где реальность, а где «лимбо», а потом еще и осознать, что из-за их (сил) непонимания мгла сгущается до непроницаемости. Но, как говориться, любим мы Пелевина не только за это. Беда в том, что в романе «Бэтмен Аплло» больше не за что. Финальное ощущение от романа, как от поцелуя, данного без любви и даже без особой приязни, но зато оплаченного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий